История города

   

   В период Кавказской войны район Тарков стал одним из опорных пунктов царизма. Шамхал Тарковский оставался верным России, здесь были размещены войска генерала Ермолова. В апреле 1821 г. над Тарками на плато Тарки-Тау была заложена крепость Бурная. Ближе к морю заложили ее форштадт (хозяйственную базу) - Низовое укрепление, обнесенное канавой и земляным валом. В мае 1831 г. имам Гази-Магомед с боем взял Тарки, а затем осадил крепость Бурную, но взять ее не смог. В 1839 г. крепость была упразднена.

В ноябре 1843 г., в период наивысших успехов Шамиля, горны во главе с акушинским кадием подвергли Низовое укрепление осаде. Гарнизон был вынужден оставить укрепление, уничтожив продовольственные склады.


В июне 1842 г. в двух верстах от укрепления Низового, на месте, где по преданию располагался лагерь Петра I, было заложено укрепление Петровское, названное в честь императора. У местных жителей оно сохранило древнее название Анджи-Кала или Анджи-Арка. Главное ядро города представляло собой "обширную и прочную из дикого камня крепость с башнями по углам, амбразурами в высоких стенах и со многими зданиями внутри". Укрепление Петровское становилось важным военно-административным и торгово-экономическим центром на Восточном Кавказе. Так, например, в конце 1850-х гг. сюда из Астрахани было доставлено 2500 пудов железных изделий, 1200 пудов железа, 300 пудов чугуна. Через него осуществлялось снабжение царских войск продовольствием и военными материалами, которые перебрасывались сюда морем из Астрахани. В 1851 г. царская администрация купила у шамхала Тарковского земли вокруг Петровского укрепления и начала их хозяйственное освоение - здесь были разбиты казенные виноградники. В 1852 г. на эти земли были насильственно переселены из Темир-Хан-Шуры 40 семейств.

В 1860-х гг. академик Императорской Академии наук, известный ученый-геолог, которого называют "отцом кавказской геологии", Г.В. Абих (1806-1886 гг.) нашел вблизи города серно-щелочные грязи в районе озера Ак-Гель, изучал Таркинскую серно-щелочную воду и Туралинское соленое озеро. Он выявил вблизи города и четыре нефтяных источника. Ему принадлежит большая заслуга и в том, что позднее была проложена железная дорога от Владикавказа через Петровск в Баку: будучи членом Императорского Русского технического общества, которое в 1870-х гг. изучало и проектировало возможность строительства железной дороги из Владикавказа в Тифлис по туннелю через Главный Кавказский хребет, Г.В.Абих подверг критике этот проект и настоял на необходимости строительства дороги через Петровск и Баку.

24 октября 1857 года император Александр II подписал Указ об учреждении портового города Петровска и утвердил Положение об управлении городом. Гражданское управление поручалось командующему войсками и управляющему гражданской частью в Прикаспийском крае. Непосредственное управление Петровском осуществлялось комендантом города. Планировалось также создать в городе Ратушу - орган городского самоуправления для ведения части судебных и нотариальных дел, а также ввести должности полицейского чиновника и переводчика.


После окончания Кавказской войны на территории Дагестана в 1860 г. создается Дагестанская область, для управления которой, согласно утвержденному 5 апреля I860 г. "Положению об управлении Дагестанской областью", была учреждена и должность начальника области, который являлся одновременно и командующим войсками. В его руках была сосредоточена вся полнота управления, административной, военной, судебной, финансово-хозяйственной власти. При начальнике области была создана и канцелярия по гражданским делам. Управление областью осуществлялось на основе законов царского правительства, издаваемых специально для Кавказа и Дагестана. Тогда же был утвержден штат управления Петровском, который включал Начальника портового города Петровска (он же комендант города) в чине полковника или генерал-майора, чиновника для производства гражданских дел, переводчиков (письменного и словесного), двух писцов среднего в: низшего разрядов, полицейского комиссара и писца при нем. В 1875 г. в городе был образован городской суд или, как называли его тогда, мировой отдел, который руководствовался судебным уставом 1864 г.

В январе 1880 г. был утвержден новый штат управления городом в составе Начальника города (он же воинский начальник), письмоводителя, помощника письмоводителя (он же бухгалтер). В январе 1884, г. в городе была введена должность полицмейстера Петровска, а в 1890 г. учреждается полицейская команда, включавшая 2 старших и 10 младших городовых.

С 12 июня 1883 г. должность начальника области была упразднена Указом Государственного Совета. Во главе управления Дагестанской областью был поставлен военный губернатор, который являлся высшим представителем власти на территории области. Через канцелярию, находящуюся при нем, он осуществлял военную, административную и полицейскую власть. В административном, политическом и военном отношении губернатор подчинялся царскому наместнику на Кавказе.

В мае 1895 г. на Петровск было распространено Городовое положение 1892 г. Согласно ему в городе вместо Городской Думы регулярно созывалось Собрание городских уполномоченных, которое избиралось домовладельцами из лиц, имеющих недвижимое имущество на сумму не менее 100 руб., т.е. был введен имущественный ценз. А вместо Городского главы вводилась должность Городского старшины, который избирался Собранием уполномоченных и утверждался военным губернатором.


Еще во время Кавказской войны возникла необходимость в создании на побережье Каспия условий, благоприятных для стоянки судов и судоходства. 1 апреля 1852г. в Петровске загорелся действующий и поныне маяк.К постройке гавани приступили уже после окончания Кавказской войны. В 1867г. в Петровске было закончено начатое за шесть лет до этого сооружение южного мола порта. Двумя годами позже был построен северный мол. Порт, строившийся первоначально для нужд военных операций на Кавказе, приобрел в основном торговое и транзитное значение. 6 мая 1875г. Государственный Совет принял решение "Об устройстве управления Петровским портом на Каспийском море". В это же время было учреждено и управление Петровским портом. В 1899г. оно было преобразовано в Управление работами Петровского торгового порта. Управление ведало технико-строительными работами в порту, устройством молов, пристаней, набережной, углублением и очисткой гавани, ремонтом выгрузных кранов и якорей.

Управление Петровским портом с 1875 г. по 1899 г. находилось в ведении Кавказского округа путей сообщения, в 1899-1906 гг. - начальника изысканий в портах Каспийского моря, в 1906-1917 гг. Министерства торговли и промышленности.

Любопытную картину состояния города к концу XIX в. дает годовой отчет Петровского городского общественного управления за 1898 год. В отчете отмечается, что город занимал площадь в 2,5 кв. версты. Мощение улиц города только начиналось, обсадка проезжей части деревьями и тротуары тоже были новшеством. Улицы города освещались 220-ю керосиновыми фонарями, а уже существовавший городской сад - 12-ю бензиновыми лампами "Чудо". Воду город получал из двух родников: городского и таркинского. В 1086 домах Петровска (сюда включены и церкви, и лавки) проживало 2642 человека. Города с населением менее десяти тысяч человек в те времена официально именовались в России "заштатными".

В 1898 г. превышение смертности над рождаемостью составило 37 человек. В городе было девять молитвенных домов и храмов разных религий. Существовало семь школ, из них три религиозные, в которых обучалось 242 мальчика и 102 девочки. Из четырех светских школ лучшее образование давало Николаевское трехклассное училище. В 1890 г. в городе была открыта первая публичная библиотека, а позднее библиотека при школах Петровска с небольшим книжным фондом. А еще в 1876 г. неким А.Михайловым была открыта в городе и типография.

В отчете за 1898 год градоначальник писал: "В городе имеется военно-местный лазарет, два железнодорожных лазарета, городская амбулатория для приходящих бедных больных, а также частная аптека и аптекарский магазин". Штатного врача не имелось, а обязанности его, как и в предшествовавшие годы, исполнялись врачом тюремного ведомства. Больницы в городе не имелось и обыватели города, нуждающиеся в госпитальном лечении, за установленную плату, пользовались местным военным лазаретом и военными госпиталями во Владикавказе и Грозном. Примечательно, что в Петровске, в котором тогда не насчитывалось и трех тысяч человек, жителей, с 1893 г. имелась тюрьма на семьсот мест.

"С 1892 г., после холерной эпидемии, в г. Петровске развивалась болотная лихорадка, которая дошла до широких размеров и унесла много жертв, большей частью пришлого и не освоившегося с климатом чернорабочего и бедного класса люда" - сообщается в городском отчете. Санитарно-исполнительская комиссия, изучая причины болотной лихорадки, установила, что в возникновении данного заболевания повинно ... разрыхление почвы при строительстве железной дороги от Петровска до Дербента.

О социальном положении и занятиях основной массы городского населения отчет сообщает: "Жители г. Петровска крайне бедного сословия, за исключением лишь нескольких торговцев, имеющих свои капиталы. Для поддержания же материального благосостояния местные жители занимаются торговлею мануфактурными, галантерейными и др. товарами, продажей на базаре в незначительном числе необходимых домашних продуктов, извозом, плотничеством, столярничеством, сапожничеством и др. ремеслами и изделия свои сбывают на местных базарах... Жители занимаются в незначительности рыболовством. Существующие ныне на городской земле в общей садовой местности фруктово-виноградные сады занимают пространство земли 45 десятин 1611 саженей... и хотя выгодность этой отрасли жители вполне сознают, но лишены возможности расширить садоводство за отсутствием воды для орошения садов и собственной земли".

Развитие капитализма в России не могло не коснуться и Петровска. Он находился на скрещении морских и железнодорожных путей. В конце XIX века в городе появляются конторы пароходных обществ "Кавказ и Меркурий", "Лебедь", "Волга" и контора Донского банка.

Весною 1892г. "Общество Ростовско-Владикавказской, железной дороги" начало постройку железнодорожной ветки, которая должна была соединить Петровск с Владикавказом. В 1893г. линия была окончена. Среди населения Петровска все больше становится рабочих, обслуживающих порт и железную дорогу. Число промышленных рабочих на двух "предприятиях" города еще незначительно: 17 рабочих на пивном заводе и 78 - на табачной фабрике. На трех петровских складах работало 113 рабочих. Но отчет 1898г. говорит о строительстве к югу от города "Каспийской мануфактуры" (позже - фабрика им. III-го Интернационала). К началу XX в. на этой фабрике уже работало 700 рабочих и она давала половину всей продукции обрабатывающей промышленности Дагестана. Хотя фабрика производила грубые ткани, тем не менее, они находили широкий спрос не только на месте, но и поставлялись в Среднюю Азию и Иран.


Из "Дагестанского сборника" за 1904г., посвященного городу известно, что в нем имеется 16 улиц, которые освещают 172 керосиновых фонаря. В Петровске этого времени были только начальные учебные заведения, прогимназии, среди них "училище госпожи Пальцевой", и две церковноприходские школы. В разных концах города можно было увидеть три православные церкви, одну армянскую, три, мечети и две синагоги. В городе мало читали, хотя уже тогда гордостью интеллигенции являлась платная публичная Пушкинская библиотека, книжный фонд которой насчитывал 1159 томов. Она и сейчас существует как республиканская, обладая огромным книжным собранием.

Город был окружен шестью кладбищами и болотами такой величины, что часто малярия принимала "широкие размеры".

Многие дома в городе в конце ХIХ-начале XX в. принадлежали шамхалу Тарковскому и его родственникам, которые они за приличные деньги сдавали внаем. Свидетелями прошлого являются два дома по улице Ленина - здание школы № 2, где находилась женская гимназия, и помещение бывшего Музыкального училища им. Г.А.Гасанова (ныне - Исламский Университет им. Имама Шафии). Последнее было построено в "восточном стиле" специально для мечети и ханака-обители. Зданиями конца XIX в. являются прекрасный губернаторский дом с атлантами, поддерживающими балконы (угол улиц Горького и Маркова), и здание нынешнего кинотеатра "Дружба" (на ул. У.Буйнакского), в котором размещался кинематограф "Шарк", затем переименованный в "Темп" . Здесь же проходили городские собрания и размещался некоторое время, уже при Советской власти, антирелигиозный музей. От прошлого остались кое-где узкие тротуарчики да отдельные дома с нависающими балконами и глухими воротами, сохранившиеся главным образом на улице им. У.Буйнакского.



К 1913 г. в городе не произошло особых изменений, появилось лишь еще одно среднее учебное заведение. В годы гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки - властвовали в нем различные белогвардейские формирования, видел он и английских оккупантов. В мае 1918 г. в Петровске, как и в других городах Дагестана, на недолгий срок была установлена власть Советов и Военно-революционного комитета. В сентябре 1918 г. город был взят войсками полковника Л. Бичерахова. Дв ноябре 1918 г. его ставленник князь Н.Тарковский переименовал Петровск в Шамиль-калу. Однако это имя города продержалось недолго. Весной 1920 г. в городе вновь установилась Советская власть.



14 мая 1921 года указом Дагестанского революционного комитета город был переименован в Махачкалу в честь видного революционера, социал-демократа Махача Дахадаева (1882-1918 гг.) и объявлен столицей молодой Дагестанской автономной республики. Сейчас на привокзальной площади стоит конный памятник М.Дахадаеву работы известного дагестанского скульптора Хасбулата Аскар-Сарыджа.

Однако и после установления Советской власти город не претерпел сразу особых изменений. Он сохранял старый патриархальный уклад и традиции населявших его жителей разных национальностей. Постройки города тянулись узкой полосой вдоль Каспия.

Махачкала продолжала оставаться провинциальным городком, хотя и имела статус столицы республики. Основными его достопримечательностями оставались полусгнившие опорные столбы деревянных причалов, узкие грязные улицы, саманные лачуги и бараки. Улицы соответствовали своим названиям (Грязная, Степная, Тюремная, Косая, Глухая и т.д.). В городе была всего одна мощеная улица и единственная публичная библиотека с тремя тысячами книг, два средних учебных заведения, но зато имелось ... 50 винных подвальчиков.

Там, где сейчас проходит просторная улица-бульвар, носившая имя С.М.Кирова (ныне ул. Г.М.Гамидова), тянулась ухабистая пыльная дорога с одиночными тутовыми деревьями по ее бокам. Это был путь в Тарки и к повороту на Дербент. Здесь еще недавно можно было видеть некогда принадлежавшие богатым купцам, выходцам из Иранского Азербайджана, бывшие караван-сараи начала XX в. - саманные постройки с каменными воротами. На них красовалось высеченное изображение льва с мечом на фоне восходящего солнца - герб Ирана. Сейчас от старого Петровска почти ничего не осталось, за исключением нескольких зданий в нижней части города.


Люди жили замкнуто, группировались по этническому принципу, отсюда и названия улиц: Персидская (ныне имени Котрова), Армянская (имени Дахадаева), Таркинская, (имени Ярагского), на которой жили кумыки. На Персидской улице старожилы еще помнили экзотические траурные процессии "Шахсей-вахсей", когда полуобнаженные окровавленные мужчины с ритмично повторяющимися воплями били себя цепями и кинжалами. Это мусульмане-шииты истязали себя "в воспоминание" смерти Али (зятя пророка Мухаммеда) в 680 году. Таркинская улица чаще оглашалась дробью лезгинки. Нагромождение глинобитных домишек представляла предгорная часть Махачкалы Гур-гур-аул. Тут не было улиц, а лишь узкие переулки и тупики.

Центрами жизни города являлись базары с многочисленными фанерными будочками и холщовыми навесами, которые окружали две церкви - Успенскую и Александро-Невскую. Многоголосая толчея базаров, где продавали фрукты и сладости, ткани и оружие, медную посуду и сундуки в пестрой жестяной обивке, дополнялась дробью мастеров-ремесленников чеканивших посуду, шлифовавших клинки и маленькими молоточками выбивавших орнамент по меди и серебру.

В 20-х годах в Махачкале появились новые постройки, возведенные в духе конструктивизма. Таковы здание управления "Дагсвязи" (оно стоит на центральной площади города) и комплекс "Кузницы кадров", в котором размещается сейчас Сельскохозяйственный институт, - творение известного архитектора И.В.Жолтовского.

В 30-х годах в самом центре города, на улице Буйнакского, на месте торговых подвалов и лабазов была воздвигнута гостиница "Дагестан" (архитектор Г.Гримм) и здание городского театра. Среди зданий города иногда встречаются постройки, декорированные орнаментальными мотивами. Среди них примечателен арочный вход в городской сад. Возле него на круглом гранитном цоколе возвышается памятник тоталитарной эпохи вождю "мирового пролетариата" Владимиру Ильичу Ленину, работы скульптора В.В.Козлова. Монумент был установлен в 1930 году и является копией памятника, находящегося в Смольном, в Петербурге. В целом город продолжал оставаться одноэтажным, в котором доминировали дореволюционные постройки.


Незадолго до начала Великой Отечественной войны город стал покрываться асфальтом. Исчез Гур-гур-аул, изменялся облик старых улиц и появлялись новые, названные именами русских писателей: Пушкинская, Чернышевского, Горького. В Махачкале появились институты, техникумы, театры. В 1925 г. в городе начал формироваться Дагестанский музей. На базе всех собранных в нем материалов впоследствии возникло два музея: краеведческий и художественный. Краеведческий музей (Дагестанский государственный объединенный историко-архитектурный музей) находится на центральной площади. Перед его фасадом на постаментах установлены две бронзовые пушки XIX века, сохранившиеся со времен Кавказской войны. Самые разнообразные материалы музея воссоздают основные этапы истории и культуры местного населения от древности до сегодняшнего дня, а также демонстрируют флору и фауну республики.

Дагестанский художественный музей первоначально размещался в небольшом здании по ул. Маркова. Сейчас он располагается в прекрасном старинном здании на ул. Горького. В музее представлено искусство зарубежных, российских и местных мастеров и художников. Очень богаты выставленные в его залах коллекции изделий народных промыслов, декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.


Великая Отечественная война прервала мирную жизнь горожан. В первый же день войны в военкомат поступило более 200 заявлений махачкалинцев с просьбой отправить их на фронт. С просьбой обращалась не только юноши и девушки, но и ветераны труда, революции и гражданской войны.

В махачкалинской средней школе № 13 в этот скорбный день, 22 июня 1941 г., проводился выпускной вечер. Директор школы Я.Т. Лукьянов, вручая на вечере своим ученикам аттестаты зрелости, бросил клич: "Призывники школы! Все добровольно на фронт!" Вместе с директором добровольно ушли на фронт многие ученики школы. Многие из них, защищая Родину, пали смертью храбрых.

В городе начали формироваться молодежные подразделения по подготовке снайперов, пулеметчиков, минометчиков и других бойцов. Уже к марту 1942 г. военную подготовку в них прошли сотни юношей и девушек. В 1942 г., когда фашистские войска стремились овладеть Кавказом и, прежде всего бакинской нефтью, Махачкала стала прифронтовым городом. В газете "Дагестанская правда" в те дни появилось воззвание "Ко всем народам Северного Кавказа" , подписанное представителями многих национальностей:

"Слушайте нас, свободолюбивые народы Северного Кавказа! Наша священная обязанность, наш кровный долг не отдавать Кавказ врагу... На тех наших землях, куда ступила поганая нога врага, не оставляйте врагу ни крошки хлеба, ни одной головы скота, ни одной машины, ни одного литра горючего..."

Развернулась титаническая работа горожан за выполнение и перевыполнение норм выработки. В тылу получило широкий размах движение под лозунгом: "Работай за себя и за товарища, ушедшего на фронт!". Тысячи рабочих выполняли по две и больше норм за смену. Токарь Ф.Эюбов первым в Махачкале довел выработку до 1200 процентов от нормы. Вслед за ним слесари братья Ф. и Г.Яковенко стали давать до 14 норм каждый, токарь С.Магомедов - до 18 норм, а фрезеровщик В.Устименко - до 20 норм в смену.

В связи с возросшими нуждами военного времени большие задачи легли на плечи железнодорожников и портовиков Махачкалы, которые выступили с инициативой: "Обеспечить полностью все нужды Красной Армии в перевозках, быстро и бесперебойно доставить военные грузы на фронт, помочь нашей Красной Армии разгромить фашистские банды". В январе 1942 г. лучшие машинисты Махачкалинского отделения железной дороги начали создавать транспортные колонны, добиваясь при этом значительного повышения скорости поездов. Призыв железнодорожников подхватили портовики. В Махачкалинском порту были проведены дополнительные мероприятия по механизации norpyзочно-разгрузочных работ, расширены нефтехранилища и складские помещения, усилена охрана его акватории. По постановлению Правительства республики на работу в порт было мобилизовано более 500 человек.

Все это позволило значительно ускорить грузооборот, бесперебойно доставлять грузы на фронт, а также обеспечить перевозку массы людей, эвакуированных с оккупированных немецкими фашистами территорий страны. Иные дни в городе скапливалось 100-150 тыс. человек (в этот период население самого города составляло около 140 тыс. чел.), лишенных средств существования Их надо было не только перевезти в другие регионы страны, но и обеспечить на время жильем и питанием. Население города делилось с эвакуированными всем, чем располагало.

В связи со сложившейся сложной обстановкой; особенно после захвата немецко-фашистскими войсками Ростова-на-Дону, когда Кавказ превратился в арену кровопролитных сражений с врагом, наш город-порт сыграл исключительно важную роль в деле обеспечения фронта стратегическими грузами, вооружением, боеприпасами, нефтью, продовольствием. С выходом к предгорьям Главного Кавказского хребта и берегам реки Терек гитлеровским войскам удалось перекрыть почти все железнодорожные и шоссейные дороги, связывающие Закавказье со страной. В этих условиях морские пути Каспия превратились в главнейшую военно-стратегическую магистраль и исключительно важную коммуникацию для Закавказского фронта и всей страны.

В середине августа 1942 г., в самое тяжелое время битвы за Кавказ и для всего Советского-германского фронта, из Махачкалинского порта на Астраханский рейд и в г.Крясноводск было перевезено, до,400.тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 135 тыс. тонн бензина. Причем перевозка производилась на нефтеналивных судах, не приспособленных под транспортировку бензина. Грузооборот Махачкалинского порта в 1942 г. значительно возрос, и он стал основным портом по перевозу грузов.

Большую работу выполнил порт по перевозке войсковых контингентов и боевой техники непосредственно для фронта. Только в октябре 1942 г. в Махачкалинский порт поступило и затем было отправлено на фронт 100 танков. За три месяца 1942 г. (август-октябрь) из Астрахани прибыло 175 судов с войсками и боевой техникой для Закавказского фронта. С началом войны большинство предприятий, занятых выпуском мирной продукции, было переведено на производство различного вооружения. В городе наладили производство минометов, авиабомб, мин, гранат и патронов, текстильщики и швейники изготовляли чехлы для минометов, белье и обмундирование для бойцов Красной Армии. На производство военной продукции переводились и предприятия, эвакуированные в Дагестан и в Махачкалу с Украины и Ростовской области, в частности, заводы "Красный молот", "Красный металлист", "Красное знамя".

Поистине массовый характер приобрела инициатива по проведению в городе молодежных воскресников в фонд постройки бронепоезда "Комсомолец Дагестана". Строительство бронепоезда было возложено на коллектив вагонного депо. К июню 1942 г. было построено 5 бронепоездов, в том числе "Магомед Гаджиев", который принял участие в боях на Северном Кавказе и успешно громил врага. Трудящиеся Махачкалы вносили свои сбережения и драгоценности в фонд строительства танковой колонны "Шамиль", авиаэскадрилий имени У. Буйнакского, Г. Саидова, Н. Богатырева, В. Эмирова.

Были приняты меры и к увеличению поставок сельхозпродуктов фронту, размещению эвакуированного из других районов страны поголовья скота. Только за четыре месяца было передано колхозам, совхозам и подсобным хозяйствам более 30 тыс. голов крупного рогатого скота, десятки тысяч овец и коз.

Большую помощь сельским труженикам оказали рабочие Махачкалы. На предприятиях города началось изготовление самых разнообразных деталей для сельскохозяйственных машин, проводился ремонт сельхозтехники. Многие горожане принимали личное участие в сельскохозяйственных работах, помогали в уборке урожая.

Активно участвовали горожане и в движении за создание фонда обороны, которое началось по инициативе коллективов фабрики им. Ill Интернационала, рыбоконсервного завода и морского порта, предложивших внести свои сбережения в фонд обороны. Всего махачкалинцами в этот фонд было внесено около 50 млн. рублей.

Немало махачкалинских семей было и среди инициаторов воспитания детей, оставшихся без родителей. Так, в семье рабочего паровозного депо станции; Махачкала Гаджи Магомедова воспитывалось шесть сирот разных национальностей. Сотни детей, потерявших своих родителей, воспитывались и в других семьях.

В связи с уходом многих рабочих в армию остро встал вопрос о подготовке кадров. Для создания резерва квалифицированных кадров на промышленных предприятиях были созданы краткосрочные курсы по подготовке рабочих массовых профессий.

Только на ремонтно-механическом заводе в короткий срок многие женщины освоили профессию токаря, стали столярами мебельной фабрики, машинистами нефтеперегонного завода. На фабрике им. III Интернационала были обучены разным профессиям 160 работниц, которые самоотверженно перевыполняли свои нормы работы. На Махачкалинском железнодорожном узле было подготовлено свыше 400 работников разных специальностей. Многие пожилые ветераны труда, давно ушедшие на пенсию, вновь возвращались на производство.

В августе 1942 г. немецкое верховное командование намеревалось любой ценой овладеть Махачкалой и превратить ее в свою главную военно-морскую базу на Каспийском море. Оно было уверено в скором захвате Махачкалы и даже назначило адмирала, который должен был возглавить морские операции на Каспии. Десять морских судов, включая итальянские подводные мини-лодки, торпедные катера и тральщики, уже были направлены по железной дороге к Каспийскому морю.

Летом 1942 г. Махачкала жила суровой фронтовой жизнью. Некоторые предприятия были эвакуированы. 22 июля Правительство Республики приняло Постановление "О мероприятиях по проведению оборонительного строительства на территории Дагестанской АССР". Особое значение в нем придавалось строительству оборонительных рубежей на подступах к Махачкале. В конце июля 1942 г. в полосе обороны Северной группы войск Закавказского фронта был создан Махачкалинский Особый Оборонительный район с задачей обороны г. Махачкалы на ближних подступах. В строительство оборонительных заслонов огромный вклад внесли трудящиеся города и прилегающих районов. Более 20 тысяч махачкалинцев и жителей окрестных аулов, принимавших участие в сооружении защитных укреплений, были награждены впоследствии медалями "За оборону Кавказа" и "За доблестный труд".

Одновременно усиленными темпами шло строительство оборонительных сооружений в самом городе (баррикады, огневые точки, укрытия и т.д.). Трудящимися Махачкалы было построено 150 км ходов сообщения, установлено 10 тыс. стальных противотанковых ежей, 55 км противопехотных и 40 км противотанковых препятствий. Правобережная часть низовий р. Терек на площади 20 тыс. га была затоплена с целью преградить путь танковым: колонам немецко-фашистских войск, рвавшихся к Махачкале.

Накануне летней кампании 1942 г. на территории республики усилиями трудящихся было сооружено 9 полевых оборонительных рубежей общей протяженностью до 700 км, в том числе - дзоты (деревоземляные огневые точки) сопротивления г. Махачкала.

В течение всей войны Махачкала постоянно пополняла ряды Красной Армии воинами-добровольцами. Так, лишь в период битвы за Кавказ на фронт было отправлено 10000 воинов-добровольцев, значительную часть которых составляли жители Махачкалы и Тарки. В тяжелых кровопролитных боях на перевалах Главного Кавказского хребта летом и осенью 1942 г. в составе войск 46-й Армии доблестно сражались сыны дагестанского народа. Среди 400 воинов-дагестанцев, героически погибших на Клухорском, Марухском и Санчарском перевалах Большого Кавказа, было много махачкалинцев. Сотни девушек-махачкалинок добровольно вступили в ряды Красной Армии и в составе 744-го зенитно-артиллерийского полка защищали небо родного Кавказа.

В сентябре 1942 г. в Махачкале был организован кавалерийский эскадрон из добровольцев-дагестанцев в составе 44-й армии под командованием героя гражданской войны Кара Караева. Свою боевую деятельность эскадрон начал у станции Ищерская, восточное Моздока, и закончил в Берлине. Командиры и многие кавалеристы эскадрона Кара Караева были награждены боевыми орденами и медалями.

В обороне Кавказа, в битве у Волги, а затем в контрнаступлении советских войск до самых границ Германии участвовала 91-я Краснознаменная Мелитопольская дивизия, которая сформировалась в Махачкале в суровом 1942 году. В дивизии было немало махачкалинцев. Трудящиеся республики и ее столицы шефствовали над ней, из ресурсов города обеспечили ее всем необходимым, постоянно заботились о ее личном составе, до конца войны поддерживали с ней тесную связь. С беспримерным героизмом и отвагой сражались на фронтах воспитанники Махачкалинского пограничного училища.

13 ноября 1942 г. в связи с тревожной обстановкой на фронте, был принят специальный план мероприятий на случай возникновения непосредственной угрозы городу. Но враг был остановлен, а затем и отброшен. Махачкалинцы вместе с сынами многих народов страны насмерть отстояли родной край. Была одержана великая победа в битве за Кавказ.

В последующий период войны трудящиеся города продолжали наращивать производство военной продукции и всеми силами помогать фронту. В 1942 г. вблизи города было, открыто и введено в эксплуатацию новое нефтяное месторождение. Это позволило тресту "Дагнефть" увеличить добычу нефти и газа. Значительно увеличили объем производства ремонтно-механический завод, которому было присвоено имя героя-подводника Магомеда Гаджиева, судоремонтный завод Каспийского флота, фабрика им. III Интернационала. Наращивали производство предприятия рыбодобывающей и рыбообрабатывающей промышленности города.

Страна высоко оценила трудовые подвиги махачкалинцев. Завод им. М. Гаджиева и Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги не раз награждались Знаменами Государственного Комитета Обороны, десятки железнодорожников, портовиков, рабочих всех предприятий города были награждены орденами и медалями.

В годы войны тысячи раненых бойцов лечились в госпиталях Махачкалы, где они были окружены заботой и вниманием не только медицинского персонала, но и всех горожан. Многие сдавали свою кровь для лечения раненых. Благодаря такому вниманию 70-75 процентов раненых бойцов вновь возвращались в строй. Всего в Махачкале и других городах Дагестана было создано более ста госпиталей, в которых прошли курс лечения 135 тысяч бойцов. К сожалению немало тяжелораненых из них не дожили до Дня Победы и нашли свой покой на земле Махачкалы. Но в 9 Мая тысячи горожан приходят на мемориальное кладбище, чтобы поклониться им, почтить их память.

На всех фронтах Великой Отечественной войны героически сражались за свободу нашей Родины 45 тысяч сынов и дочерей столицы Дагестана, 9 тысяч из них погибли на полях сражений. Около десяти тысяч воинов-махачкалинцев были награждены орденами и медалями за доблесть и храбрость в боях с фашистскими захватчиками, а десятерым из них было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе четырем воспитанникам средней школы № 1 (В. Эмирову, А. Ситковскому, Л. Гальченко, Ш. Абрамову).

Вся деятельность городских властей в годы войны была направлена на мобилизацию трудовых коллективов города, на высокопроизводительный труд с целью обеспечения фронта всем необходимым. Они налаживали новое производство с эвакуированных в Махачкалу фабрик и заводов, размещая их на местных предприятиях.

Огромная работа велась местными властями и по размещению в городе беженцев с оккупированных территорий, количество которых превосходило нередко число местных жителей. С огромным напряжением работал морской порт города по переброске эвакуированного населения в Среднюю Азию. Трудная работа велась местными властями и по разворачиванию в городе военных госпиталей на базе школ, гостиниц, кинотеатров, а также по размещению в них беспрерывно поступавших с фронтов раненых бойцов и командиров.

Напряженная работа велась по сооружению долговременных оборонительных сооружений в самом городе и на его подступах. Тяжелая ноша выпала на плечи руководителей города военной поры. Днем и ночью с огромным напряжением физических и духовных сил трудились они в тревожные для города годы и с честью выполнили свой долг.

Благодаря самоотверженному груду горожан, в послевоенный период Махачкала ценой огромных усилий не только сохранила свой довоенный промышленный потенциал, но и превратилась в один из ведущих индустриальных, научных и культурных центров Северного Кавказа. Соответственно начал меняться и архитектурный облик города.

В столице после войны было сосредоточено около 40% городского населения Дагестана. Вдоль побережья моря была расположена не только крупная железнодорожная сортировочная станция, но и объединенный с морским портом единый комплекс транспортных предприятий, нефтяная гавань и нефтетранспортная база. Махачкала стала одним из крупнейших на Каспийском море портов, значительно расширился судоремонтный завод, рыбоконсервный комбинат. Морские трассы еще недавно связывали столицу Дагестана со всеми портами Каспия и Волги. Сейчас началось новое возрождение махачкалинской гавани.

Махачкала превратилась в послевоенные годы в главный индустриальный центр Дагестана, где производилась 1/3 всей промышленной продукции, выпускаемой в республике. Важнейшими предприятиями промышленной продукции стали заводы им. М. Гаджиева, "Дагэлектромаш", "Дагрыбреммаш", "Металлист" и др. В городе возникли и новые предприятия химической промышленности и стройматериалов, в окрестностях города ведется нефтедобыча.


В 50-60 гг. началась массовая застройка окраин Махачкалы. Однако с началом нового строительства на первый план выходили, к сожалению, не архитектурно-художественная выразительность, а чисто утилитарные практические задачи, которые решались в ущерб образности и форм архитектуры. В конкретных исторических условиях сужение диапазона требований к проектировщикам и строителям объяснялось рационалистическим отношением к архитектуре, к ее социальным целям. Только индустриализация могла обеспечить высокие темпы и количественный рост строительства. С пуском домостроительного комбината в 60-х гг. на восточной окраине города, Махачкала начала застраиваться микрорайонами из пятиэтажек, а позже девятиэтажек, возводившихся по нескольким сериям типовых проектов. Бесконечное повторение однообразных зданий и приемов планировки навевали унылую архитектурно-пространственную монотонность. Индустриальные методы. строительства вытесняли декоративно-художественную отделку и оформление зданий, упрощая и усредняя архитектурные решения.

Господствовавший в строительстве стиль нельзя было назвать даже эклектичным, так как все было подчинено технико-экономическим показателям, отражающим стоимость квадратного метра площади. При этом полностью игнорировались древние архитектурные традиции народов Дагестана. А между тем, как отмечают исследователи-архитекторы, "горская архитектура лишена помпезности, проста, ясна и в тоже время монументальна, такая архитектура может быть лишь у народа с могучим духом и глубокими историческими корнями". Об этом же говорит и выдающийся российский архитектор, профессор Г.Я.Мовчан, который отмечает, что "в духовном смысле - это высочайшая архитектура". Однако наделенные властью руководители не понимали эстетического значения архитектуры, не прониклись осознанием величия архитектурного наследия народов Дагестана и способствовали искажению и забвению этого наследия.

Вполне естественно, что подобные подходы к нашему культурному наследию не вызывали уважения к своей древней архитектуре. Десятилетиями подрастающее поколение воспитывалось на сознании примитивности и отсталости нашей прошлой культуры и традиционной архитектуры. И поэтому нет ничего удивительного в том, что с молчаливого согласия населения, приученного к сознанию ущербности своего прошлого, в условиях тоталитарной власти варварским образом уничтожались старые здания, церкви, мечети и синагоги и в самой Махачкале. И показательно в этом плане уничтожение прекрасной церкви в центре города, на месте которой впоследствии воздвигли здание Дома правительства РД, в архитектуре которого наметилась запоздалая тенденция возврата к традициям горской архитектуры, нашедшая отражение в арочном фасаде этого монументального сооружения.

В мае 1970 года на территории Дагестана произошло разрушительное землетрясение, от которого пострадали многие селения и города республики. Развернувшееся после землетрясения строительство заметно изменило архитектурный облик столицы. Практически вся страна пришла на помощь нашей республике. Столица становилась многоэтажной, устремилась ввысь за счет строительства новых и в большинстве своем высотных зданий по старым типовым проектам. Однако появились и здания с широкими фасадами, торжественно-величественные, как здания Музыкально-драматического театра на перекрестке улиц Ленина и Ярагского, боковые пилоны которого украшены великолепными барельефами, выполненными на плитах желтоватого мрамора. Проект здания принадлежит архитектору Х.В.Чхеидзе, а оформление фасада на темы истории театрального искусства и внутренняя отделка выполнены мастерами Художественного фонда Грузии. Напротив него находится высотное здание гостиницы '"Ленинград", возведенной среди широкого и просторного сквеpa. Иначе выглядит здание Аварского музыкально-драматического театра (архитектор Г.Я. Мовчан), которое находится в Приморском саду. Невысокое, с мощными колоннами здание театра, сочетает в себе модернизм и элементы традиционной горской архитектуры. Некоторые здания города стали украшаться фресками, мозаикой, панно, как, например, Дом правительства.

В городе немало монументов. Главную площадь столицы украшает бронзовый памятник тоталитарной эпохи, поставленный В.И. Ленину к 40-летнему юбилею Советской власти в Дагестане (скульптор 3. Азгур, архитектор Г. Захаров) и сменивший памятник "вождю народов" И.В. Сталину.

Вечный огонь полыхает возле памятника воинам, павшим в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., который возвышается у входа в Парк культуры и отдыха им. Ленинского комсомола (бывший Парк Вейнера).


Махачкала превратилась и в крупный научный и культурный центр. Здесь сосредоточены научно-исследовательские институты Дагестанского научного центра РАН, Государственный университет, Медицинская и Сельскохозяйственная академии, Педагогический и Политехнический университеты, в которых работают более 2000 профессоров, докторов и кандидатов наук. В столице республики 12 средних специальных учебных заведений, 6 профтехучилищ-колледжей, более 40 общеобразовательных школ. Значительно улучшаются архитектурный облик и санитарное состояние города. Украшением столицы стало здание Национальной библиотеки.

В городе функционируют несколько театров: Аварский музыкально-драматический им. Г.Цадасы, Кумыкский музыкально-драматический им. А.Салаватова, Русский драматический им. М.Горького, Лакский драматический им. Э.Капиева, Дагестанский театр кукол, Театр оперы и балета. На сценах города дает свои представления Государственный Академический ансамбль песни и танца народов Дагестана "Лезгинка".

Новый этап истории Махачкалы связан с так называемой "демократией" и началом реставрации капиталистических отношений в республике. Новые социально-экономические веяния в условиях Дагестана приняли самые уродливые формы и раскололи общество на касту привилегированного меньшинства, прибравшего к рукам десятилетиями создававшиеся богатства республики, и оказавшееся на другом полюсе абсолютное большинство народа, отброшенного за черту бедности в результате так называемой "приватизации", образно названной махачкалинцами "прихватизацией".

Резкие социальные контрасты в обществе нашли быстрое отражение и в архитектурном облике Махачкалы. Вместо убогих частных домов и хижин в городе стали появляться многочисленные фешенебельные особняки "новых дагестанцев", сочетающие в себе разные архитектурные направления и стили, в которых переплелись местные традиции с элементами европейской архитектуры. Объединяет подобные особняки наличие высоких заборов и ограждений. Резкие социальные контрасты проявляются не только во внешнем облике особняков, но и в культуре их обитателей, бросивших вызов привычным, традиционным нормам духовности, морали и этики дагестанцев.

В последние годы наметилась, и новая тенденция, когда фасады зданий конца XIX и начала XX в. по ул. Буйнакского, Пушкина и др. не реставрируются, а облицовываются дербентским камнем или красным кирпичом. Подобные новшества способствуют искажению и уничтожению их первоначального облика, и они теряют свою историческую ценность как памятника истории и культуры Махачкалы.

Веянием времени является к захват газонов и тротуаров города частниками и сплошная их застройка магазинами и киосками. Полосы зеленых насаждений и скверы стали местом круглосуточной торговли владельцев ларьков и бензоколонок, которых, кстати, в городе уже около сотни и которые превышают потребные нормы более чем в 5 раз. Особую экологическую опасность для города, и так задыхающегося от пыли, в настоящее время представляет намечаемое строительство цементного завода.

В городе нарушаются не только элементарные архитектурные и санитарные нормы, он крайне запущен. Его облик на современном этапе вполне соответствует культуре руководителей и протекающим в стране так называемым "демократическим процессам". Вместе с тем в городе появляются и новые сооружения религиозного характера, украшающие его облик.

Развитие города послевоенной поры непосредственно связано и с организаторскими способностями руководителей на разных этапах его истории.

С 1952 г. вопросами городского хозяйства занимался вновь созданный орган - Исполком Городского Совета Депутатов трудящихся. Председателями Исполкома являлись:
в 1953-1955 гг. И.Т. Агеев, в 1955-1957 гг. Н.И. Кондратьев, в 1957-1959 гг. М.А. Гусейнов, в 1959-1961 гг. Ф.И. Потапов. Все они работали под руководством городского комитета Коммунистической партии и выступали исполнителями партийных решений, касавшихся городского хозяйства. Проработав на своих должностях всего по два года, они, естественно, не могли особо себя проявить и, тем не менее, добросовестно трудились по мобилизации трудящихся на выполнение "социалистических обязательств".

С 1961 по 1965 гг. Исполком города возглавлял Магидов Халид Гамидович, который запомнился махачкалинцам, поскольку делал все от него зависящее по наведению порядка и поддержанию чистоты в городе. Известны его традиционные планерки по понедельникам, где руководители городских служб получали конкретные задания на неделю. С раннего утра Х.Г. Магидов ежедневно объезжал городские кварталы, настойчиво добиваясь выполнения соответствующими службами своих обязанностей. По его инициативе Маxaчкала стала обретать облик чистого города, в котором, заметно возросло число зеленых насаждений, появились новые парковые зоны, зеленые насаждения, аттракционы и др. В отличие от своих предшественников Магидов Х.Г. действительно выступал требовательным хозяином города и махачкалинцы вспоминают годы его руководства с большой теплотой.

С 1965 по 1970 гг. городской Исполком возглавлял Кажлаев Нажмудин Гаджиевич, который, по мнению его сослуживцев, являлся грамотным и требовательным руководителем, хорошо знавшим коммунальное хозяйство города. Его организаторские способности особенно проявились во время землетрясения 1970 г. Он занимался обустройством потерпевших, разворачиванием для них палаточных городков и обеспечением их всем необходимым. Своей деятельностью он также запомнился горожанам как квалифицированный специалист и деловой руководитель.

В 1971-1972 гг. городской Исполком возглавлял Букаров Магомедвели Букарович, который не был специалистом городского хозяйства и не сумел компетентно организовать работу соответствующих служб. Этим, очевидно, объясняется и непродолжительность его работы.

С 1972 по 1980 гг. городским хозяйством руководил Юсупов Магомед Саидович. Его деятельность связана с бурно нараставшими темпами жилого строительства в городе, позволившими во многом удовлетворить остро нуждавшихся горожан жильем. Большую работу выполнял М.С.Юсупов по обустройству и озеленению города. С его именем связано строительство и ремонт комплекса городского пляжа и других мест отдыха горожан.

С 1980 г. руководителями Исполкома города являлся Заманов Эльмар Юрьевич, которого сменил в 1986 г. Ильясов Серажутдин Магомедович. За время их деятельности особых достижений и запоминающих перемен в городе не произошло. Исключение составляют проведенные в 1987 г. юбилейные торжества, связанные с мнимым 130-летием возникновения Махачкалы и лишившие горожан и всех дагестанцев более двух тысячелетней предшествующей истории столицы республики.

В 1992 г. городскую администрацию Махачкалы возглавил Магомедов Магомед Абдуллаевич. Его деятельность, продолжавшаяся до начала 1998 г., совпала с началом "перестройки" и с так называемой "демократизацией" общества. Несмотря на возросшую самостоятельность администрации и расширившиеся в новых условиях полномочия М.А. Магомедов не стал компетентным руководителем города и запустил работу всех его хозяйственных служб. Однако, разобравшись в механизме рыночной экономики, он начал беспрецедентную раздачу городской собственности. За годы его руководства город стал превращаться в настоящую свалку, возросла антисанитария и преступность, массовый характер приняла не только раздача, но и стихийный самозахват земель под индивидуальное строительство домов, пристроек, магазинов, палаток, автозаправочных станций и т.д. Коммунальные службы практически теряли способность быть службами для горожан, осуществлять нормально свои функции. А массовые выступления горожан в средствах информации о катастрофическом положении города оставались фактически без реакции со стороны главы администрации и руководства республики. Именно в это время Махачкала приобрела в народе статус самого неопрятного города страны. И сейчас горожане с удивлением видят порой по телевидению бывшего мэра столицы, восседающего в верхних эшелонах власти. Вероятно подобные перестановки проваливших работу чиновников, как "ценных" , находящихся в номенклатурной обойме кадров, приносят "пользу" на иных направлениях руководящей хозяйственной деятельности.

С первым в истории Дагестана всенародным избранием 15 февраля 1998 года нового мэра столицы Амирова Саида Джапаровича, ситуация в Махачкале стала меняться в лучшую сторону. И горожане, наблюдая за энергичными действиями мэра по наведению порядка в столице, все больше проникаются сознанием, что Махачкала действительно может стать чистой, уютной и красивой, достойной славной своей многовековой истории. Однако жители столицы отчетливо сознают и то, что улучшение архитектурного и санитарного состояния города должно повлечь за собой и коренные изменения в его нравственном облике. И в этом многое зависит от самих махачкалинцев.

Опыт истории свидетельствует, что решить проблему морального облика города с опорой только на силовые методы невозможно, поскольку невозможно насильно загнать людей в рай. Время покажет, насколько энергичный мэр Махачкалы сумеет в комплексе решить доставшиеся ему в наследство сложные и запущенные хозяйственно-экономические, культурно-нравственные и другие проблемы нашего города. Горожане желают ему в этом больших успехов.

Более тысячи лет тому назад великий мыслитель и гуманист Абу Наср Мухаммад аль-Фараби писал: "Во главе добродетельного города не может стоять любой, какой случится, человек, так как управление зависит от двух вещей: во-первых, от того, чтобы человек по своей природе был готов к управлению, во-вторых, от положения и способностей, имеющих своим источником волю. Управление выпадает на долю того, кто предрасположен к нему от природы. ...Искусство управления добродетельным городом не может оказаться любым, какое случится, искусством и любой, какая случится, способностью". И еще писал Аль-Фараби: "Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Народ, все города которого помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья". Пусть же наша столица будет добродетельным городом, наш Дагестан будет добродетельным обществом, наш народ будет добродетельным народом! Для этого у нас есть многое и, прежде всего, наша история, наши традиции, обычаи, морально-этические принципы, выработанные сотнями поколений дагестанцев.

Мы вкратце осветили в этой небольшой книге основные этапы многовековой истории Махачкалы. В наши дни город территориально значительно вырос и вновь, как и полторы тысячи лет назад, соединился с древними Тарками, откуда и пошла современная Махачкала. И хотя в истории города случалось, что он в силу тех или иных обстоятельств "сжимался" до небольшого поселка или до размеров аула Тарки, мы не вправе вести отсчет истории Махачкалы, возникшей в глубокой древности, от 1857 г., когда Петровску был придан официальный статус города. Наш город, основанный здесь, на узкой полосе между Каспийским морем и горой Тарки-Тау, имеет богатую и славную историю. И мы не вправе отказываться от этой истории, дабы не предать забвению память о многих поколениях наших предков.
 

По материалам сайта www.mcity.dgu.ru

 

Hosted by uCoz